Блог

Эффект кобры или цена KPI

Эффект кобры — идиоматическое выражение, характеризующее ситуации, когда принятое решение не разрешает эту проблему, а зачастую ведёт к прямо противоположному результату.
Что может быть общего между "эффектом кобры" и KPI?
Само понятие «эффект кобры» впервые появилось в Индии во времена её колонизации.  Англичане столкнулись с проблемой, которая повергала их в страх. В стране водилось огромное количество кобр, и от них нужно было скорейшим образом избавляться. Поэтому губернатором была обещана награда жителям за каждую принесённую змеиную голову. Поначалу все шло, как задумывали англичане: туземцы охотно приносили головы убитых змей, которые обменивались на монеты. Но популяция кобр не уменьшалась. Оказалось, что местные жители, рассчитывая на награду, начали специально разводить кобр. Когда англичане поняли, что издали недальновидный закон, то отменили его. Тогда индусы выпустили уже ненужных кобр на волю. Результатом чего стало появление ещё большего количества змей в стране.

Известен не один случай, который показывает, что "эффект кобры" встречается также и в бизнесе. В одной компании премия сотрудников выплачивалась по результатам выполнения KPI по продажам. Причем очень важно было именно выполнить план за месяц. Сотрудники, понимая, что спрос на товар/услугу сильно колеблется месяц к месяцу, решили создать страховой фонд. Если они достигали плана, то все продажи сверх плана они проводили, как депозит. А в следующем месяце они проводили списание этих депозитов. Конечно, сотрудники нарушали процедуру, но они не брали эти деньги себе. Таким образом KPI по продажам всегда выполнялся, но бизнес не развивался.
Предыдущий пример касался рядовых сотрудников, а вот следующий пример уже затрагивает ошибки в KPI для высшего руководства.
Этот случай произошел в одном из филиалов крупного банка. Одним из главных KPI для любого банка - это размер кредитного портфеля. И чем он больше, тем лучше. Так вот, чтобы увеличить размер этого портфеля, руководитель филиала банка договорился с руководителем коммерческой компании, чтобы последний взял большой кредит ближе к концу года. Сделка совершается, причем никакого нарушения закона нет. За выполнение KPI руководитель филиала получает большую премию. На следующий год компания возвращает кредит намного раньше срока, пока не набежали проценты.
И в том и в другом случае формально KPI достигнут, но это не пошло на пользу бизнеса, а даже принесло недополученный доход, прямые или косвенные убытки.
Это еще раз доказывает, что KPI, как инструмент стимулирования не очень хорош.
Почему же менеджеры так любят использовать KPI для стимулирования персонала?
Ответ кроется в самой сути KPI. Это оцифрованный результат деятельности. Но бизнес намного более многообразен, чем несколько цифр, которыми менеджеры хотят отгородиться от реального управления персоналом. И когда сотрудники целенаправленно стараются достичь этих цифр, а не развивать бизнес, вот здесь и происходит разрыв между KPI и реальными целями компании.
В истории есть еще немало подобных примеров. Не стоит повторять их ошибки...
Мотивация Менеджмент