Лидерство, коммуникабельность, харизматичность, клиентоориентированность, креативность… Все это навыки, которые очень востребованы в деловой среде. И есть ещё множество других, которые можно перечислять до бесконечности. В современной культуре управления все навыки делятся на два больших класса. Вот определения, которые можно найти в интернете.
Hard skills мы чаще приобретаем в сознательном возрасте, а вот soft skills чаще всего воспитываются в детстве. Тогда возникает закономерный вопрос, можно ли развить soft skills во взрослом возрасте и как это сделать. Иногда достаточно сложно провести границу между hard и soft skills и это также наталкивает на мысль о том, что это деление уж очень искусственное. Давайте рассмотрим это на примере такого навыка, как вождение автомобиля. Многие скажут, что это безусловно, hard skill, но так ли это на самом деле?
Если мы вспомним, как происходит обучение вождению, то самым сложным было координировать работу рук и ног в зависимости от дорожной ситуации. По прошествии определенного количества тренировок нам становиться гораздо легче управляться с рулем, педалями и ручкой переключения передач, а сейчас мы вообще не задумываемся, как работают наши руки и ноги и можем даже разговаривать или слушать радио во время вождения.
Вот это «НЕ ЗАДУМЫВАЕМСЯ» и является ключевым в переходе от целого комплекса hard skills к одному soft skill — вождение автомобиля. Тогда мы приходим к противоречию с общепринятыми понятиями. Soft skill имеет значение программного обеспечения или, попросту, прошивки мозга, а hard — инструментария, «железа».
Теперь усложним задачу и перейдем к одному из самых загадочных и востребованных сейчас навыков — креативности. Это безусловно soft skill и чаще всего формируется в детстве. А можно стать креативным не будучи им с детства?
Для начала разложим понятие креативности составляющие навыки или действия, которые присущи такому классу людей. В случае креативности это три главные составляющие:
•Наблюдательность
•Критический подход
•Нестандартное мышление
Похоже, что мы разложили один soft skill на три таких же soft. Это верно. Иногда так бывает, но с более простыми навыками удобнее работать, точнее, развивать их.
Итак, чтобы развить наблюдательность есть несколько инструментов, но самый действенный, это описание того, что вы видите. Это может быть умственное, словесное или письменное описание. Начните сначала с предметов, потом перейдите к описанию помещений, природы, явлений и так далее. Постепенно ваш мозг будет находить такие качества описываемых объектов, которые вы даже не замечали ранее. Можно также использовать методику «плюмин» (сокращение от плюс, минус, интересно), если мы хотим запечатлеть детали какого-то события. Нужно разделить лист на три части так, что рисунок напоминал бы перевернутую Т. В левой половине записать положительные стороны, в правой — отрицательные, а под чертой — то, что вы не можете отнести ни к положительным ни к отрицательным чертам, но это для вас интересно.
Теперь перейдем к критическому подходу. Для тренировки вы можете воспользоваться сразу несколькими инструментами. Например, «5 почему», когда вы задаете себе вопрос почему, пока не дойдете до более достоверного факта. Есть также WH метод 48 вопросов, метод Эйлера или метод «Шести шляп» Эдварда де Боно, хотя последний сразу развивает и критический подход и нестандартное мышление.
Ранее считалось, что нестандартное мышление - это самый трудный для развития навык, но именно де Боно доказал, что его можно развить и благодаря этому во многих прогрессивных школах мира проводятся занятия по развитию креативности у школьников. Методика «Шесть шляп» помогает взглянуть на проблему со всех сторон, как бы надевая одну из шести шляп: описательная, позитивная, негативная, эмоциональная, рациональная, оценочная. Перевоплощаясь, вы смотрите на проблему со стороны и вам может прийти в голову нестандартное решение. Даже Уолт Дисней, которого считают одним из гениев креативности пользовался методом 3-х кресел: позитивное, негативное, нейтральное. Есть еще много инструментов, позволяющих найти нестандартные решения. Например, теория ТРИЗ нашего соотечественника Генриха Альтшулера помогла совершить множество открытий. Вкратце, она заключается в выдумывании ИКТ (идеального конечного результата), поиску и устранению преград для достижения этого результата.
Инструменты и методики, которые помогают развить креативность, безусловно, являются hard skills. С помощью этих инструментов можете не только тренировать свой мозг, но и сразу использовать их для поиска и решения креативных задач. Поначалу ваши действия будут напоминать начинающего автолюбителя, но со временем ваши навыки дойдут до автоматизма и вы удивитесь, как «НЕ ЗАДУМЫВАЯСЬ» вы будете находить все более креативные решения.
Подведем итоги:
Если вы затрудняетесь с развитием каких-либо навыков, обращайтесь к нам и мы поможем подобрать соответствующие инструменты и вам не придется тратиться на дорогостоящие тренинги.
- Soft skills (личностные навыки) — универсальные навыки, не связанные с определённой профессией или специальностью. Они отражают личные качества человека, такие как умение общаться с людьми, эффективно организовывать своё время, творчески мыслить, принимать решения и брать на себя ответственность и т. п.
- Hard skills (профессиональные навыки) — это конкретные умения, знания, инструменты и методики. К ним относятся: владение языками, языки программирования, владение определенными инструментами, применение методик.
Hard skills мы чаще приобретаем в сознательном возрасте, а вот soft skills чаще всего воспитываются в детстве. Тогда возникает закономерный вопрос, можно ли развить soft skills во взрослом возрасте и как это сделать. Иногда достаточно сложно провести границу между hard и soft skills и это также наталкивает на мысль о том, что это деление уж очень искусственное. Давайте рассмотрим это на примере такого навыка, как вождение автомобиля. Многие скажут, что это безусловно, hard skill, но так ли это на самом деле?
Если мы вспомним, как происходит обучение вождению, то самым сложным было координировать работу рук и ног в зависимости от дорожной ситуации. По прошествии определенного количества тренировок нам становиться гораздо легче управляться с рулем, педалями и ручкой переключения передач, а сейчас мы вообще не задумываемся, как работают наши руки и ноги и можем даже разговаривать или слушать радио во время вождения.
Вот это «НЕ ЗАДУМЫВАЕМСЯ» и является ключевым в переходе от целого комплекса hard skills к одному soft skill — вождение автомобиля. Тогда мы приходим к противоречию с общепринятыми понятиями. Soft skill имеет значение программного обеспечения или, попросту, прошивки мозга, а hard — инструментария, «железа».
Теперь усложним задачу и перейдем к одному из самых загадочных и востребованных сейчас навыков — креативности. Это безусловно soft skill и чаще всего формируется в детстве. А можно стать креативным не будучи им с детства?
Для начала разложим понятие креативности составляющие навыки или действия, которые присущи такому классу людей. В случае креативности это три главные составляющие:
•Наблюдательность
•Критический подход
•Нестандартное мышление
Похоже, что мы разложили один soft skill на три таких же soft. Это верно. Иногда так бывает, но с более простыми навыками удобнее работать, точнее, развивать их.
Итак, чтобы развить наблюдательность есть несколько инструментов, но самый действенный, это описание того, что вы видите. Это может быть умственное, словесное или письменное описание. Начните сначала с предметов, потом перейдите к описанию помещений, природы, явлений и так далее. Постепенно ваш мозг будет находить такие качества описываемых объектов, которые вы даже не замечали ранее. Можно также использовать методику «плюмин» (сокращение от плюс, минус, интересно), если мы хотим запечатлеть детали какого-то события. Нужно разделить лист на три части так, что рисунок напоминал бы перевернутую Т. В левой половине записать положительные стороны, в правой — отрицательные, а под чертой — то, что вы не можете отнести ни к положительным ни к отрицательным чертам, но это для вас интересно.
Теперь перейдем к критическому подходу. Для тренировки вы можете воспользоваться сразу несколькими инструментами. Например, «5 почему», когда вы задаете себе вопрос почему, пока не дойдете до более достоверного факта. Есть также WH метод 48 вопросов, метод Эйлера или метод «Шести шляп» Эдварда де Боно, хотя последний сразу развивает и критический подход и нестандартное мышление.
Ранее считалось, что нестандартное мышление - это самый трудный для развития навык, но именно де Боно доказал, что его можно развить и благодаря этому во многих прогрессивных школах мира проводятся занятия по развитию креативности у школьников. Методика «Шесть шляп» помогает взглянуть на проблему со всех сторон, как бы надевая одну из шести шляп: описательная, позитивная, негативная, эмоциональная, рациональная, оценочная. Перевоплощаясь, вы смотрите на проблему со стороны и вам может прийти в голову нестандартное решение. Даже Уолт Дисней, которого считают одним из гениев креативности пользовался методом 3-х кресел: позитивное, негативное, нейтральное. Есть еще много инструментов, позволяющих найти нестандартные решения. Например, теория ТРИЗ нашего соотечественника Генриха Альтшулера помогла совершить множество открытий. Вкратце, она заключается в выдумывании ИКТ (идеального конечного результата), поиску и устранению преград для достижения этого результата.
Инструменты и методики, которые помогают развить креативность, безусловно, являются hard skills. С помощью этих инструментов можете не только тренировать свой мозг, но и сразу использовать их для поиска и решения креативных задач. Поначалу ваши действия будут напоминать начинающего автолюбителя, но со временем ваши навыки дойдут до автоматизма и вы удивитесь, как «НЕ ЗАДУМЫВАЯСЬ» вы будете находить все более креативные решения.
Подведем итоги:
- Soft skills — это навыки, доведенные до автоматизма, которыми вы владеете «НЕ ЗАДУМЫВАЯСЬ».
- Hard skills — это инструменты и методы, которые вы используете в своей деятельности, как шаблоны, схемы, инструкции.
- Чтобы развить soft skill, его необходимо разложить на составные навыки или действия и найти, какие hard skills (инструменты) помогут временно заменить и развить этот навык, если он у вас недостаточно развит.
Если вы затрудняетесь с развитием каких-либо навыков, обращайтесь к нам и мы поможем подобрать соответствующие инструменты и вам не придется тратиться на дорогостоящие тренинги.