Новости

Тройки, двойки и колы – все приятели мои!

В этот прекрасный День знаний хочется посвятить несколько строк такому важному инструменту, как шкала оценки. Это особенно важно, потому что эта шкала преследует нас с самого детства и доставляет нам немало хлопот и ошибок.

Все мы прекрасно помним ту шкалу оценок, по которой нас оценивали 10 лет. Назовите или вспомните визуально те оценки, которые вы получали. Боевые отличники вспомнят 5, хорошисты чаще 4, у тихих троечников перед глазами скорее возникнет 3, а у кого-то и 2, но очень мало у кого перед глазами будет 1. Догадываетесь почему?

Ответ на этот вопрос и прост и сложен одновременно. Кол был очень редкой оценкой, которой большинство учителей не пользовались, а для учеников все, что ниже тройки превращалось в одну зону негатива. Таким образом кол стал своего рода атавизмом оценочной шкалы и, 5-балльнаяшкала де-факто превратиласьв4-хбальную.

Со 100-бальной шкалой тоже не все так хорошо. Она, конечно,замечательносправляетсясавтоматическимоцениваниемтестов,нотам, где оценку должен поставить человек, система дает сбой. Человекпростонеможетсоотнести100деленийскачествомрезультата. В некоторых вузах пытаются упростить систему, приравнивая, например 70 к 3, а 85 к 4…

И даже 10-ти бальная шкала тоже не под силу человеческому мозгу, потому что мозг человека способен хорошо выбирать лишь из 4-х значений. Т.е. идеальная шкала для оценки человеком все-таки должна содержать лишь 4 уровня.

А теперь вспомните, когда вам звонили и просили оценить что-то по шкале от 1 до 5 или до 10 или до 100… Горе-маркетологи не понимают, что сами загоняют вас в ментальную ловушку и получают фальшивые результаты.

Еще одна огромная проблема заключается в том, что учителя очень редко пользуются описанием критериев выставления оценок ввиду их расплывчатости, если они вообще к ним обращаются. Да и школьники тоже не в курсе, каковы критерии каждой оценки. Получается, что оценка, полученная на уроке, является результатом субъективной интерпретации учителем шкалы оценки.

Вот несколько советов по построению правильной шкалы оценки:

•Шкала должна подходить для опроса/анкеты, быть как-бы продолжением каждого поставленного вопроса

•Необходимо учитывать историко-культурное наследие региона (шкалу оценок в школе, суеверия, исторические даты), чтобы избежать шаблонного мышления

•Должна содержать словесное описание или визуальное изображение уровней, чтобы на уровне сознания респондентов происходила калибровка ответов

•Желательно не превышать 4 уровней оценки, чтобы упростить задачу для респондента

•Желательно без нейтрального значения «удовлетворительно» или «нормально», чтобы заставить респондента сделать свой выбор

•Для некоторых видов опросов разработаны готовые шкалы, например, Шкала Лайкерта

Желаем вам правильных оценок!
Оценка